Статьи

Увольняться в кризис

По сравнению с прошлым годом конкуренция на рынке труда выросла в 1,3-1,5 раз: новые вакансии появляются реже, и люди держатся за свое место, чтобы не остаться без работы перед зимними праздниками. Но не все готовы ждать лучших времен: личные карьерные амбиции и динамика рынка труда не могут всегда шагать в ногу. Давайте разберемся, кому можно и даже выгодно поменять работу в кризис, а кому лучше пока оставаться на своем месте.

Конец 2014 – начало 2015 года можно назвать периодом «кадровой турбулентности»: компании сокращали персонал и старались не нанимать новых сотрудников. Вынужденные оптимизации привели к тому, что нагрузка на одного работника выросла, а объем работ оставался тем же или сокращался, но с меньшей скоростью. Те, кто не выдержал этой нагрузки, меняли место работы, не дожидаясь сокращения. Еще одним поводом уволиться была отмена запланированного роста зарплаты, бонуса или повышения в должности в некоторых компаниях. Средний уровень конкуренции в это время, по данным нашего сайта, вырос до 11,8 резюме на вакансию. После на рынке труда наступило затишье, которое продолжается до сих пор. Количество резюме растет. Но хотя работодатели готовы искать и нанимать новых сотрудников, открытых вакансий в третьем квартале все еще меньше, чем в тот же период прошлого года.

Эти тенденции hh.ru исследует каждый месяц. Из отчетов по рынку труда можно понять, в каких сферах во время кризиса работодатели активнее всего ищут сотрудников и где сейчас самая высокая конкуренция среди соискателей. Мы попробовали собрать эти данные и дать приблизительные советы, стоит ли сегодня менять работу специалистам разных отраслей рынка.

К отраслям, в которых снижение зарплаты во время кризиса достигало -8% и больше, относятся:

  • банки/финансы;
  • производство, товары народного потребления;
  • транспорт/логистика;
  • строительство/недвижимость.

Банковские услуги и страхование, товары народного потребления и транспорт резко реагируют на снижение покупательной способности населения. Но они так же быстро возвращаются в строй во время экономического подъема. Сейчас со сменой работы в этих отраслях лучше повременить: есть вероятность, что после долгих неудачных поисков придется выйти на меньшие деньги. Здесь важна не только высокая конкуренция соискателей на рынке, но и депрессивные настроения среди тех, кто уже работает: это главный показатель нестабильности в этих отраслях.

Некоторые виды работ оказались в кризис востребованными, но только на срочный трудовой договор. В этих отраслях была самая большая амплитуда колебаний зарплат:

  • высший менеджмент;
  • управление персоналом/тренинги.

Прежде чем увольняться, топ-менеджерам и коучам нужно решить, согласятся ли они на проектную работу: найти хорошее место на постоянной ставке может быть непросто. Если говорить о высшем менеджменте, то здесь нужно быть готовым работать на результат — в сложной экономической обстановке компании могут снижать оклад и увеличивать премиальную часть для этих должностей. Это должно повысить мотивацию руководителя и обеспечить хорошие результаты работы его команды.

Но не все сферы показали значительное снижение. Более спокойно чувствуют себя на рынке специалисты:

  • продаж;
  • IT;
  • маркетинга, PR и СМИ;
  • медицины и фармацевтики.

Возможность быстро найти достойную работу в этих сферах выше, чем в других. Специалисты из IT чувствуют себя спокойнее всего: спрос в этой сфере всегда превышал предложение. Помимо активного развития самой индустрии, это вызвано демографической ямой 90-х годов и оттоком талантливых специалистов в другие страны.

Положительная статистика по маркетингу, PR, СМИ и продажам не означает, что здесь отсутствуют увольнения и перестановки. Напротив, в большинстве компаний произошли серьезные внутренние трансформации: меняются структуры отделов маркетинга и продаж, их стратегии, происходит оптимизация и перепрофилирование, связанные с новыми инструментами продаж и рекламы. Но так как это основные «сбытовые» инструменты любого бизнеса, работодателям во время кризиса особенно важно найти достойных кандидатов, которые помогут улучшить их бизнес-результаты.

Конечно, обдумывать и анализировать состояние своей отрасли на рынке стоит перед уходом с любого места работы. Но если вы все-таки приняли решение об увольнении и уже откликаетесь на вакансии, постарайтесь найти работодателя, который спокойно переживает изменения на рынке. Сегодня несколько компаний даже в рамках одной отрасли могут переживать противоположные экономические ситуации. Поэтому одни специалисты после нескольких месяцев неудачного поиска выходят на меньшую зарплату, а другие с легкостью находят хорошую работу за несколько дней. Ищите место, где вы можете быть полезны, и вас обязательно оценят!